Публичная молодёжная политика

Публичная молодёжная политика

Будущее любой страны определяет ее молодежь – основная сила государства, ее главный стратегический, кадровый и духовный ресурс. И нельзя забывать о том, что отношения молодежь – государство – всегда должны быть обоюдны. С одной стороны, государство нуждается в участии молодых людей, чтобы жить и развиваться. Но и молодежь верит в свое будущее и доверяет государству, только если ее страна помнит о ней. Причем не только дает готовые решения, каким образом поступать, чтобы жить хорошо, но и формирует у молодежи желание самой распоряжаться собственной судьбой.

Состоятельность той или иной концепции развития Кубани в значительной степени зависит от того, насколько она поддерживается молодым поколением, как мыслит и живет эта молодежь.  

С этой позиции формируется понятие публичной молодежной политики, которое означает, что молодежь будет выступать не объектом, на который направлена молодежная политика, а субъектом, самостоятельно определяющим содержание и приоритеты этой политики и участвующим в ее реализации. Субъектная позиция молодежи значительно повышает мотивацию общественного участия, актуализирует и стимулирует установки социально-преобразовательной активности молодежи.

Система государственной молодежной политики Краснодарского края – это структура, которая включает органы по делам молодежи, молодежные центры, молодежные общественные объединения.

В течении последних десяти лет органы государственной власти и местного самоуправления организовали и провели огромное количество мероприятий, направленных на укрепление общественных позиций молодого поколения и создание условий его жизнеобеспечения. Тем не менее, отношения власти и молодежи остаются весьма проблематичными.

Сегодня не ясно, кто из россиян подпадает под понятие молодежи: учащийся старших классов или молодой офицер с семьей, сельский ветеринар или специалист, проживающий в городе? Все эти молодые люди «вписываются» в официальный молодежный возраст от «14 до 30», установленный действующим законодательством. Вместе с тем, взросление молодежи на селе происходит значительно быстрее, чем в городской среде. В деревне молодые люди сразу после школы вступают во взрослую жизнь — трудоустраиваются, обзаводятся семьями. Городская молодежь, наоборот, большей частью до 25-30 лет получает высшее образование, повышает профессиональную квалификацию и значительно позднее включается в систему «взрослых» социальных отношений.

Очевидно, что «молодежные» мероприятия органов власти должны учитывать разнообразные интересы и проблемы широкого круга людей различного возраста, социального статуса, а также материального положения. Решить подобную задачу на практике удается далеко не всегда и возможно только при участии молодежи в создании подобных мероприятий.

Публичная молодежная политика – это реализация потенциала молодых людей, которые в силу понятных причин крайне восприимчивы, часто категоричны, но всегда, в той или иной степени открыты новому. Основные ее задачи не могут существовать в отрыве от особенностей, которыми обладают люди в молодую пору своей жизни:

 – содействовать социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

 – не допускать дискриминации молодых граждан в силу их возраста;

 – создавать условия для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

 – расширять возможности молодого человека в выборе его жизненного пути, достижении личного успеха;

 – реализовывать инновационный потенциал молодых людей в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

За словосочетанием «кубанская молодежь» стоит реальная и довольно впечатляющая цифра – это 1 096 440 граждан в возрасте от 14 до 30 лет, или же чуть более 20% от общей численности жителей Краснодарского края. Наш южный регион, в свою очередь, – важный трудовой ресурс России. Система государственной молодежной политики Краснодарского края формировалась и развивалась последние двадцать лет.

Она традиционно признается руководством региона одним из приоритетных направлений внутренней политики. За это время сформировалась инфраструктура, нормативная база молодежной политики, накопился опыт реализации молодежных программ и проектов. И уже на их базе состоится следующий этап развития государственной молодежной политики.

В современных условиях государственная молодежная политика ориентирована на воспитание самостоятельной, идейной и ответственной молодежи, она готовит молодых граждан к активному участию в социально-экономической и общественно-политической жизни общества.

 Поддержка молодежных объединений – это одновременно и нынешняя задача и перспективное направление работы органов государственной власти, цель которых – самореализация российской молодежи, что невозможно, если она не будет реально участвовать в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. 

Поэтому молодежные, детские и общественные объединения — активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в нашей стране.

Доктрина молодежной политики в качестве задач дополняет следующие: создание системы подготовки и переподготовки кадров, работающих в области молодежной политики (подготовка кадров по специальности «Социальная работа с молодежью»), а также усиление роли негосударственной составляющей (общественные объединения, НКО) в реализации молодежной политики.

Главное направление — оптимизировать процесс социального развития молодежи в Краснодарском крае и совершенствовать ее духовно-нравственные качества.

Публичная молодежная политика — это та область общественной жизни, то пространство и та площадка, где:

— разворачиваются дискуссии, обсуждаются молодежные проблемы;

— объединяются усилия, практические действия компетентных органов и лиц, активных общественных институтов, деятелей, направленные на достижение разделяемых всеми целей, задач в молодежной сфере.

Публичная молодежная политика — это способ обеспечения в обществе демократии, причастности и соучастия всех заинтересованных сторон в решении молодежных проблем.

Основная проблема, мешающая формированию публичной молодежной политике это наследие от советской эпохи в виде патерналистского воздействия на молодежную сферу и неспособность нынешних политиков и руководителей молодежи отказаться от стереотипов в отношениях с молодежью и решении молодежных проблем.

Есть и проблема в недостаточной способности самой молодежи адаптироваться к условиям новой социальной реальности, самоорганизовываться в решении своих дел. Молодежные общественные объединения являются важнейшей составляющей системы молодежной политики, институтов гражданского общества. Однако на практике они объединяют 4% российской молодежи.

В России новая стратегия управления молодежной сферой должна сочетать две тенденции: с одной стороны, укрепление роли государства в разработке концептуальных и организационно-правовых основ молодежной политики; с другой стороны – обеспечение паритета государства и институтов гражданского общества, бизнес-структур и, конечно, молодежных объединений в формировании и реализации молодежных программ, проектов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: